Я не буду описывать интерфейс программы ArtCAM, открытие-закрытие-сохранение файлов, - это всё можно найти в различных мануалах и хелпах. Я пока не использую инструменты растра, поэтому о них тоже ничего не напишу. Расскажу о векторах, о векторных и рельефных слоях, о сохранении рельефного слоя для последующего использования. Итак, моделируем листик. Выбираем на старте "Создать новую модель". Размеры в моём случае 60Х80 мм, разрешение 1126х1502 пикс. Большие значения разрешения устанавливать не стоит, потому что в этом случае очень долго и нудно работают инструменты сглаживания в "интерактивном скульпторе", сильно маленькое разрешение тоже плохо - из-за "зубчатости" может пострадать качество готовой вещи. И вот перед нами девственно чистый прямоугольник 2D-вида. Выбираем кнопочку "создать полилинию", чтобы нарисовать ось симметрии.
Чтобы линия прошла точно посередине модели, нужно не мышкой её проводить, а вписать координаты в поля слева. Первая точка - это X30, Y0 и нажимаем кнопку "добавить". Вторая точка - X30, Y80, "добавить" и "завершить". Эта линия оказалась на векторном слое "по умолчанию". Можно всё рисование сделать на этом слое, но если модель сложная, получится такая каша, что в конце будет тяжело разобраться, где какая линия и для чего она была создана. Поэтому разные по назначению линии лучше раскидать по разным слоям. При необходимости некоторые слои можно выключить, чтобы в глазах не рябило. Мы тоже создадим новый векторный слой(я назвал его "левый листик"). Нажимаем "создать полилинию", и теперь уже мышкой рисуем ломаную.
После редактирования нужно добиться более-менее симпатичного контура. В ArtCAMе клавиатурные команды работают только при английской раскладке. В мануалах есть их описание, очень помогает.
Полученный вектор оказался незамкнутым. К такому нельзя будет применить редактор формы, и потому его нужно замкнуть. Для этого его сначала выделяем, а потом на панельке "положение, размер, выравнивание векторов" находим и нажимаем "закрыть вектор линией".
Теперь создадим ещё один векторный слой для среднего листика. Нарисуем его половинку и "зеркально отразим". Для этого есть кнопка на панели "редактирование векторов". Естественно хочется, чтобы после отражения получившийся средний листик оказался точно посередине модели. Для этого нужно у последней нижней точки половинки листика иметь по X значение 30.
Открывшееся окно "свойства точки" иногда бывает очень полезным. Благодаря ему, задав нужные координаты, можно переместить точку в нужное место. После того как вектор правильно отражён, выберем (с шифтом) обе половинки, объединим и замкнём.
На этом первый подготовительный этап заканчивается и начинается второй... подготовительный этап. Просто рельефы будут получены протягиванием формы(которую ещё нужно нарисовать) по двум направляющим(и их, соответственно, тоже надо делать). В ArtCAMе это, по-моему, это самый интересный и сочный инструмент. Создадим для этих вспомогательных построений новый векторный слой под названием "формы" и изобразим на нём напраляющие(над и под левым листиком), границу изменения по Z(самый большой вектор над моделью) и различные сечения(над моделью).
И наконец можно переходить к созданию рельефа. Можно переименовать "Рельефный слой1" в "Левый листик". Дальше, в картинках: Напоследок выбираем "по наибольшему" и нажимаем "вычислить". Открываем 3D-вид и любуемся полученным результатом
Ну и понятно, что это пока вообще не впечатляет. Открываем снова 2D-вид, выделяем вектор, определяющий контур "левого листика", щелчком правой кнопки мыши открываем контекстное меню, выбираем "редактор формы", там находим "обнулить снаружи", нажимаем, смотрим 3D.
В дальнейшем этот вектор контура листика будет выполнять роль малярного скотча: можно сколько угодно в "скульпторе" размыливать края, можно проваливать фон около листка, но всякий раз применяя "обнулить снаружи", мы снова будем получать хороший ровный контур. И естественно на этом рельефном слое больше ничего создавать нельзя. Вот сразу и вырисовывается ответ на вопрос, зачем нужно несколько рельефных слоёв: в данной модели для каждого листика свой. А способ взаимодействия слоёв в нашем случае - "объединение по наибольшей высоте".
Вот эти обрубленные под прямым углом края для резьбы по дереву выглядят как то неестественно. Нужно в 3D-виде повернуть рельеф так, чтобы удобно было их сглаживать. Входим в "скульптор", выбираем "сглаживание"(обычное), бегунками регулируем диаметр кисти, усилие и плавность, и размываем острые края. Если результат "скульпторства" устраивает, жмём "применить" и "завершить". Открываем снова 2D-вид, выделяем вектор, определяющий контур "левого
листика", щелчком правой кнопки мыши открываем контекстное меню,
выбираем "редактор формы", там находим "обнулить снаружи", нажимаем,
смотрим 3D.
Получившемуся листочку всё-таки не хватает пластики. Нарисуем ещё один каплеобразный вектор. Применим к нему "редактор формы", нажимаем верхнюю кнопку(круглую), угол 30, "вычитание". Я намеренно нарисовал этот вектор выходящим за край листка, чтобы после вычитания рельеф стал ещё пластичнее. Открываем снова 2D-вид, выделяем вектор, определяющий контур "левого
листика", щелчком правой кнопки мыши открываем контекстное меню,
выбираем "редактор формы", там находим "обнулить снаружи", нажимаем,
смотрим 3D.
Для моих целей такой детализации было достаточно, и я на этом остановился. Но можно было также вычитанием сделать жилку, и не одну... По такой же схеме делается средний листик. Но только для него нужен новый рельефный слой "средний листик"(я так его назвал). На векторном слое "формы" рисуем направляющую. Зеркальным отражением получаем вторую и "протягиванием по двум направляющим" получаем предварительный рельеф среднего листика.
Очень часто случается, что результат моделирования не во всём устраивает. В ArtCAMе можно несколько раз отменять не понравившиеся операции. Но лучше не больше пяти отмен назад. А то программа может "запутаться" и выдать вам какую-нибудь абра-кадабру. Ну а если этих отмен не достаточно, можно обнулить весь рельефный слой, на котором произошёл "залёт".
А потом спокойно(на утро, как правило), подправив вектора, сделать всё заново. А если перейти на рельефный слой "левый листик", на панели "операции с рельефом" найти и выполнить "зеркальное копирование рельефа", то работу можно считать законченной.
Если вы хотите использовать этот трилистник в составе других моделей, его нужно сначала получить в виде отдельного слоя целиком. Нажимаем "объединить видимые", для объединённого слоя можно ввести новое имя и способ взаимодействия . Потом сохраняем этот рельефный слой, чтобы можно было потом пользоваться им неоднократно.
Уточнение: Если создать новый растровый слой и на нём залить цветом контур листика, то потом работать в скульпторе будет приятнее. В скульпторе в списке "Использование цвета" нужно отметить пункт "по цвету". Но! Растровый слой, в котором выполнена заливка, должен быть на момент входа в "скульптор" выделен.
И ещё: в левом нижнем и правом верхнем углах окна 2д-вида есть кнопки для создания направляющих. Потянув их с нажатой левой кнопкой, можно вытащить направляющую линию на рабочее поле. Щёлкнув правой кнопкой мышки по этой линии, можно вызвать окно, в котором задаётся точное положение линии. Направляющие можно использовать как ограничители при создании сечений, или в качестве осей симметрии модели(например вместо той, о которой я писал в начале).